Психолого педагогические проблемы молодежи


Сущность и содержание понятия наркомания §2. Факторы и причины наркомании среди подростков §3. Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, психолого педагогические проблемы молодежи детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения, формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду. Отсутствие эффективной молодежной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной психолого педагогические проблемы молодежи молодежи наркотической субкультуры. В настоящее время в экстренной профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально-педагогической деятельности. Теоретические основы исследования составили: по проблемам наркомании среди подростков Курек Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему. Задачи работы: Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе Охарактеризовать факторы и причины наркомании среди подростков Описать деятельность социального педагога психолого педагогические проблемы молодежи профилактике наркомании среди подростков Объект исследования: наркомания как социально-педагогическое явление. Предмет исследования: процесс деятельности социального педагога по профилактике наркомании среди подростков. Методы исследования: анализ психологической, педагогической, социально-педагогической, юридической литературы. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ НАРКОМАНИИ В жизнь человеческого общества наркотики вошли несколько тысячелетий тому назад. Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями в местах произрастания содержащих их растений — так называемых зонных, очагах природного наркотизма. Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke — оцепенение, онемение и mania — безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических психолого педагогические проблемы молодежи психических функций. Наркомания — группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них с развитием абстиненции после прекращения их приема. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к наркотическим веществам. Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно: Медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления; Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость; Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция Министерство здравоохранения и социального развития РФна то уполномоченная, психолого педагогические проблемы молодежи признала это средство наркотическим и включила его в особый список. Наряду с наркоманией существует токсикомания. Термин «токсикомания» применяется для определения заболевания в тех психолого педагогические проблемы молодежи, когда оно вызвано злоупотреблением какими-либо веществами химическими, растительными и лекарственнымиофициально на текущий момент к наркотикам не отнесенным. К веществам вызывающим токсикоманию, относят некоторые препараты бытового назначения: всевозможные растворители, лаки, этиловый спирт и другие. Если рассматривать термин психолого педагогические проблемы молодежи в социально педагогическом аспекте, то можно определить, что наркомания — это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности. Главная опасность наркомании не столько в нанесении физиологического психолого педагогические проблемы молодежи организму, сколько в последующей деградации личности, которая наступает в 10-20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Наркоманы перестают интересоваться учебой, школой, а потом и вовсе оставляют ее. Постепенно ослабляются и прекращаются полезные социальные связи с психолого педагогические проблемы молодежи, школьным коллективом, педагогами, возникают сложные отношения в семье, психолого педагогические проблемы молодежи эгоистические черты характера, лицемерие, лживость; внимание концентрируется лишь на проблеме приобретения наркотиков. Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков. Эффективность психолого педагогические проблемы молодежи мероприятий подростковой наркомании крайне низка, и одной из причин этого является недостаточное знание специфики подросткового возраста. Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет свои особенности, он труден в социально-психологическом плане. У подростков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами. Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции: — группирование со сверстниками; — эмансипация — стремление выйти из-под психолого педагогические проблемы молодежи взрослых; — чувство протеста и оппозиции — когда в ответ на излишнее «давление взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь; — иммитация — копирование подростками поведения взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям. Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараются использовать более мягкие наркотики марихуану, алкогольмолодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску; — распространением более опасных форм употребления наркотических веществ например, внутривенные инъекции в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку; — удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы — стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Психолого педагогические проблемы молодежи чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры», которая подогревает это любопытство ведь ни у кого не возникает желания психолого педагогические проблемы молодежи чувства любопытства попробовать воды из уличной лужии недостаточной борьбе с ней государственных и общественных институтов; — изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число психолого педагогические проблемы молодежи пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в психолого педагогические проблемы молодежи семьях финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей психолого педагогические проблемы молодежи становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и принимаются наркотики. На сегодняшний день особую опасность представляет употребление таких наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «экстази». Этап первых проб сменяется этапом «полинаркотизма», когда подростком начинают повторно и систематически приниматься различные наркотические препараты. Попробовав разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительными оказываются те психоактивные вещества, которые облегчают бездумную коммуникацию. Здесь уже можно говорить о переходе отклоняющегося поведения в болезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом и физическая зависимость от любого наркотика; — следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений, становятся ночные дискотеки, которые предполагают, что молодежь будет танцевать без перерыва в течение 10 часов. Для того, чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не психолого педагогические проблемы молодежи юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушающую музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро стали распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази», когда под действием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости, в течение 10-12 часов. Или другое направление в моде — увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества; — распространением мифов о наркомании: миф первый — «я только попробую, это не страшно и не опасно» детям свойственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными ; миф второй — «я в любое время могу отказаться, я не наркоман»; миф психолого педагогические проблемы молодежи — «алкоголь и психолого педагогические проблемы молодежи — это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков ». Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все компоненты здоровья — физические биологические, экологическиегенетические, социальные, психические душевные и духовныеи этот процесс стремительного падения не останавливается. В специальной литературе в последнее время все распространенным становится еще одно название рассматриваемой реальности — аддиктивное поведение. В переводе с английского «addiction» - склонность к чему-либо обычно дурномупагубная привычка. Исследования показали, что удельный вес проб наркотиков приходится на подростковый возраст. Особая опасность наркоманий для общества состоит в следующем. У людей употребляющих наркотики в короткие сроки развиваются тяжелые медицинские последствия хронического отравления организма: поражение внутренних органов, нервной системы, головного мозга. Отсюда — разнообразные психические расстройства и психолого педагогические проблемы молодежи деградация личности, постепенная полная инвалидизация, высокая смертность. Наркоманы разрушают себя не только физически, но и духовно. Для них характерны такие изменения психики, как душевная опустошенность, черствость, холодность, утрата способности к сопереживанию, к эмоциональному контакту, глубокий эгоизм. Угасают все влечения и потребности, у подростков пропадает интерес к учебе, новые знания ими усваиваются с трудом, а полученные — утрачиваются. Развивается равнодушие к близким, неспособность критически оценивать свое поведение. Значительную социальную психолого педагогические проблемы молодежи наркомании представляют с точки зрения криминогенности, то есть как фактор, порождающий преступность. Преступное поведение наркоманов обусловлено описанными выше изменениями личности. Кроме того, совершаются общественно опасные действия в связи с психозами, например, по бредовым мотивам или под влиянием устрашающих галлюцинаций. Подростки психолого педагогические проблемы молодежи чаще привлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовершеннолетних в преступной деятельности позволяет преступным группировкам избежать уголовной ответственности, а это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу. Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. В последние годы появилась новая тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас — из благополучных. Первые грабили киоски, вторые — совершают тяжкие преступления, грабежи, торгуют наркотиками, то есть внешнее благополучие семей может быть психолого педагогические проблемы молодежи. Это форма девиантного психолого педагогические проблемы молодежи, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности. ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В докладе Психолого педагогические проблемы молодежи организации здравоохранения о причинах наркомании говорится, что основные причины наркомании связываются прежде всего с: 1 особенностями характера наркоманов; 2 психическими и физическими расстройствами его организма; 3 социально-культурным влиянием на его личность. Рассмотрим данную классификацию на микро- мезо- и макроуровнях. Микроуровень Здесь различают биологические и психологические причины. Среди биологических факторов особенно выделяются: — степень изначальной толерантности терпимости к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга или « минимальной мозговой дисфункции». Эти нарушения могут возникнуть, например, во время беременности женщины. Известно, что примерно с 60-х годов в практику родовспоможения широко вошла стимуляция родовой деятельности, стала использоваться практика регулируемых родов остановка родов в ночное время и стимуляция в дневноероженицам стали активно вводить вещества с психоактивным действием: транквилизаторы, антигистаминные препараты и др. Соматические заболевания, требующие принятия «успокоительных» или «снимающих боль» препаратов, ведут к возникновению лекарственной зависимости, превращающей больного в наркомана. Психологические факторы психолого педагогические проблемы молодежи в себя: — привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний; — стремление к самоутверждению; — отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов; — расстройства психики неорганической психолого педагогические проблемы молодежи, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога. Субъективная причина неудовлетворенности жизнью рассматривается в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, не обеспечивающей условия для проведения свободного времени, что особенно важно для подростков, социальной несправедливостью, неустроенностью быта, неуспехами в учебе, разочарованием в людях и т. Наиболее значимыми типами акцентуации характера, оказывающими влияние на формирование наркотической зависимости, являются: — эпилептоидный тип — при употреблении наркотиков и алкоголя происходит наиболее быстрое формирование зависимости; — неустойчивый тип — уровень высокого риска; — конформный тип — характеризуется высокой внушаемостью и быстрым формированием наркотической зависимости; — астенический тип — для него характерно употребление наркотиков или алкоголя для стимуляции настроения; — шизоидный тип — употребление наркотиков опий, героин и алкоголя для улучшения контакта; — истерический тип — в основном, происходит употребление алкоголя и стимуляторов. Мезоуровень Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне следует искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально-педагогических и социальных причинах. Социально-педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и его адаптации в школьном коллективе. Зачастую ошибки и просчеты воспитания в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу психологию, воспринимают из окружающей среды психолого педагогические проблемы молодежи образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно проявляются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, все чаще и чаще приобретая опасную для общества направленность. В тех случаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом. Аномалии психического развития ребенка чаще всего связывают с неправильным построением взаимоотношений «мать-ребенок». Замечено, что в каком психическом состоянии находится мать или лицо, ее заменяющеев таком состоянии будет находиться и ребенок, особенно до 5 лет. Какие эмоции, поступки, реакции демонстрирует мать, такие же реакции будут формироваться у ребенка. К социальным факторам мы отнесем две причины: мода престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов. По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению наркотиков следующие типы подростковых групп: — территориальные группы, формирующиеся из сверстников по месту учебы или жительства. Это свободные, психолого педагогические проблемы молодежи регламентированные объединения. Основными психоактивными веществами, употребляемыми в них, являются алкоголь и дешевые наркотики; — делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко психолого педагогические проблемы молодежи и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая психолого педагогические проблемы молодежи. Даже личностно слабые индивиды, называемые «шестерками», держатся за группу, так как она защищает их от других подростков, создавая некоторое подобие психологического комфорта. Эти группы немногочисленны, но часто стараются вовлечь в свою среду новичков, склонных к злоупотреблению наркотиками. Причем на первых порах их снабжают наркотиками бесплатно. Лидер в этих группах, как правило, совершеннолетний наркоман со стажем, которого называют «учителем» или «дедом». Другие роли в этой группе могут быть следующие: «шустрила» — ищет источник снабжения наркотиками; «гонец» — переносит наркотики; «кролик» — является «испытательным полигоном» для новых наркотиков, он получает наркотик бесплатно. Другими видами групп высокого риска являются: — «панки» — агрессивные группы, в основном, употребляющие алкоголь и стимуляторы; — «хиппи» — открытые, доброжелательные, но рассматривающие наркотики как неотъемлемый атрибут своей субкультуры; — «металлисты» психолого педагогические проблемы молодежи склонны к употреблению алипола и психоделических препаратов; — епопперы» —свободные группы с непостоянным составом, без постоянного лидера; склонны к употреблению алипола, гашиша, таблеток без разбора; не любят ингаляторов психолого педагогические проблемы молодежи инъекционных наркотиков; — «мажоры» —свободные группы подростков старшего возраста из очень обеспеченных семей; употребляют дорогие алкогольные напитки, гашиш, кокаин, крэк; — «фанаты» — страстные болельщики — группы высокого риска; употребляют все и в больших количествах. Такие подростковые группы, как «брейкеры» и «люберы», являются группами невысокого риска. Макроуровень Эти причины связывают с социально-культурными факторами: — влияние культуры, и в частности субкультуры, на психолого педагогические проблемы молодежи. Взаимоотношения подростка и окружающего его культурного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складывающиеся на микро- и мезоуровне, но они существуют и накладывают свой отпечаток на формирование психической сферы, психических реакций, влечений и пр. К культурному полю относят родной язык как выражение общественного сознания, ведущую религию, устройство быта, пищу, обряды и ритуалы и многое другое, что определяет этническую принадлежность. Некоторые молодежные субкультуры включают наркотики как неотъемлемый, обязательный элемент, например, стиль «рэйв» сумасшествие предполагает психолого педагогические проблемы молодежи наркотика «экстази», а стиль хиппи предполагает употребление конопли и т. Заметную роль сыграла традиция употребления наркотиков в психолого педагогические проблемы молодежи Средней Азии, которые сейчас являются основными их поставщиками для нелегальной продажи; — замалчивание проблемы наркотизации молодежи. Советское общество, много занимаясь пьянством и алкоголизмом, на проблему наркомании и токсикомании закрыло глаза, делая вид, что ее нет. У нас были засекречены статистические данные о распространении преступности, частоте самоубийств, уровне потребления алкоголя и наркотиков. Скрывая от людей подобного рода сведения, нельзя ожидать их активизации в вопросах противодействия этим общественным болезням; — развал идеологических и общественных институтов, утверждение идеологии обывательской жизни, резкое обнищание населения с невозможностью удовлетворять естественные потребности психолого педагогические проблемы молодежи значительное число подростков в суррогатные культуры, насаждаемые с Запада, увеличили число дезадаптированных детей, которые стали решать свои проблемы с помощью наркотиков; — доступность наркотиков. Несмотря на уголовно-правовые запреты, выращивание, изготовление и сбыт наркотиков приобретает все более широкие масштабы. Наибольшее распространение это «производство» получило в республиках Средней Азии, Чечено-Ингушетии и ряде других мест. В торговлю наркотиками включилась и недобросовестная часть медицинских работников, снабжающая наркоманов лекарственными препаратами, предназначенными психолого педагогические проблемы молодежи лечения больных. Можно психолого педагогические проблемы молодежи три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и криминальные. К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей еда, сон, половое влечение и др. В самом общем виде социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности ребенка. Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме психолого педагогические проблемы молодежи наркотиков. Наркотическое влечение меняет сложившиеся межличностные отношения формирующейся личности, ее социальные ориентации, а, следовательно, и всю жизнь. Окружающая социальная среда воспринимается, оценивается наркоманом только с точки зрения возможностей, облегчающих или затрудняющих поиск и употребление наркотиков. Происходит разрыв социально полезных связей с обществом наркоман теряет друзей, не хочет и не может учиться и работать, паразитирует. Психический комфорт возможен только при условии приема необходимой дозы наркотика. Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить психолого педагогические проблемы молодежи или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств на психолого педагогические проблемы молодежи покупку наркотика не хватает, психолого педагогические проблемы молодежи вынужден искать противозаконные пути их приобретения чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений. При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством. Психолого педагогические проблемы молодежи группу составляют преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а также хищению наркотических средств; склонение детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов для потребления наркотиков. По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочетается с алкоголизмом. Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся психолого педагогические проблемы молодежи алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет медицинское лечение. Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина — неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами. Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам. Латышев с сотрудниками 1991 год на базе Центра профилактики наркоманий г. Психолого педагогические проблемы молодежи, провели исследование, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним: 10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками — их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не потребляют возможна токсикоманияс употребляющими знакомы единицы. Основной интерес вызывает возможности употребления «легких» наркотиков — марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие — из любопытства, но многие знакомы с потребителями ПАВ. О наркотиках знают много от знакомыхно сведения недостоверны. Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой. По отношению к наркотикам формируются 3 группы: 1. Употребляющие и сочувствующие — психолого педагогические проблемы молодежи вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров. Радикальные противники — «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают потребление наркотиков признаком слабости и неполноценности. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление ПАВ под влиянием психолого педагогические проблемы молодежи. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Психолого педагогические проблемы молодежи возрастную периодизацию формирующегося отношения к наркотикам следует учитывать при подборе средств и приемов при проведении профилактической работы. Например, в возрасте 12-14 лет, когда подростки психолого педагогические проблемы молодежи каким способом можно потреблять наркотики, не рекомендуется использовать видеоматериалы и документальные фильмы, особенно если на них запечатлен какой-либо из способов употребления наркотических средств. Таким образом, можно выделить биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы. К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии. К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне психолого педагогические проблемы молодежи отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка. К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы. К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе. И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. Поэтому психолого педагогические проблемы молодежи науке и психолого педагогические проблемы молодежи получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения — профилактическая и реабилитационная. Профилактика — это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и психолого педагогические проблемы молодежи, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Под профилактикой в социальной педагогике понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: — предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; — сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; — содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: — нейтрализующие; — компенсирующие; — предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; — устраняющие эти обстоятельства; — контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих: — направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; — обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье; — решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения. В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах психолого педагогические проблемы молодежи обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации печать, радио, телевидениекино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе. Социально профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Так, отсутствие целевой информации о последствиях употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика — это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление. Среди основных направлений психолого педагогические проблемы молодежи девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико- биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. Следующий подход — социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. Воля всегда проявляется в деятельности сознательной и целенаправленно регулируемой. Тут и оценка сложившейся ситуации, и отбор путей психолого педагогические проблемы молодежи цели, и борьба мотивов, и принятие решений, и его исполнение. Все это оказывает прямое влияние на правомерность поведения, на его нравственную ценность. Быть свободным — значит обладать развитой волей. Не случайно у подростков и юношей, допускающих аморальные выходки, проступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества. Эти дефекты обычно возникают в раннем школьном возрасте и уже затем, психолого педагогические проблемы молодежи, выступают как отрицательные волевые черты характера, проявляющиеся в той или иной мере в поступках и действиях. Воспитание положительных волевых качеств у подростков следует начинать с формирования правильного представления о воле. Этот процесс включает ряд этапов. Первый этап — раскрытие сущности отдельных волевых качеств, психолого педагогические проблемы молодежи их иллюстрация примерами. Второй этап — выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением к чужому мнению. Третий этап — планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог должен помочь подростку в формировании правильной самооценки, пробудить в нем нетерпимость к собственным недостаткам. Четвертый этап — зрелое самовоспитание, т. Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль подростка как правопослушного гражданина. Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовных законов. «Чтоб другим не повадно было», — гласит народная мудрость. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же — выявление и устранение причин социальных отклонений. Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся наркоманией, в-четвертых, создание специальной наркологической службы социальной помощи. Первичная профилактика проводится в отношении лиц, не имеющих опыта потребления наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а так же допускающих нерегулярное потребление наркотических средств, психотропных и токсических веществ. Первичная профилактика включает: - антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни; - выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества на ранней Наркомания - это болезнь, имеющая социологические корни, психолого педагогические проблемы молодежи любая форма отклоняющегося психолого педагогические проблемы молодежи, в том числе и наркомания, психолого педагогические проблемы молодежи следствие имеющихся нарушений, прежде всего социального и личностного плана. Мнение медиков, педагогов, психологов. Понятие наркотиков и наркомании……………………………………. Социальная политика в России в отношении проблемы наркомании и токсикомании. Диагностическое исследование склонности учащихся старших классов к употреблению наркотических и токсических веществ. Понятие наркомании и сущность физической зависимости от наркотических средств среди подростков, методика ее профилактики. Роль семьи в профилактических мероприятиях против подростковой наркоманизации, типы семей по степени участия в данном процессе. Сущность наркотических средств, их классификация и разновидности, история возникновения и развития. Сферы применения наркотических и психотропных веществ, особенности их воздействия на организм. Причины употребления наркотиков подростками и детьми. Специфика влияния телевидения на индивида. Принадлежность к молодежной субкультуре как фактор девиантного поведения личности. Формирование негативного отношения к наркокультуре в студенческой среде. Психолого педагогические проблемы молодежи поведения потребителей инъекционных наркотиков. Наркомания является мировой проблемой. Распространение наркотиков превратилась в психолого педагогические проблемы молодежи бизнес. Годовой доход корпораций, организующих торговлю наркотиками, составляет примерно 480 млрд. Социальные проблемы населения России. Наркоманию можно победить, но лечить надо и общество. Проблема наркомании среди психолого педагогические проблемы молодежи в Беларуси. Классификация наркотиков, факторы риска. Особенности течения заболевания "наркомания". Терапия и реабилитация больных наркоманией. Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами как социальная проблема. Направления социальной работы по профилактике наркомании среди подростков. Рекомендации по совершенствованию профилактической работы с подростками в школе. Описание организации и проведения мероприятия по знакомству школьников с последствиями употребления наркотиков, разъяснение методов уклонения от первого употребления наркотика. Поиск альтернативных методов снятия стресса путем занятий по интересам. Наркомания как социальная проблема современного общества. Технологии предупреждения и преодоления наркомании. Пути преодоления наркомании в России. Психолого педагогические проблемы молодежи потребления наркотиков в мире. Процесс вовлечения подростков в наркоманию в России достиг своего пика в 2000г. Выявление и профилактика подростковой наркомании. Сбор данных с помощью анкетирования и беседы. ШЯУЛЯЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Эдукологический факультет Магистра II курса эдукологической программы обучения РЕФЕРАТ Учебный предмет: Социальная педагогика. Употребление несовершеннолетними и молодежью в России наркотических и других психоактивных веществ. Классификация наркотиков: седативные, стимулирующие и психоделические. Психолого педагогические проблемы молодежи — препараты конопли. Мы, группа студентов горного факультета,приглашаем психолого педагогические проблемы молодежи ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием,проводимым нами с целью изучения проблемы алкоголизма и наркомании в студенческой среде. Нас интересует Ваше отношение к данной проб. Наркомания как форма отклоняющегося поведения. Причины, стадии и факторы риска наркотической зависимости. Цель и характеристика профилактики наркомании, стратегия и специальные технологии. Методы работы социального педагога по профилактике наркомании. Теоретические аспекты возникновения и распространения социальных болезней. Раскрытие последствий влияния психолого педагогические проблемы молодежи организм подростка алкоголя, наркотических и психоактивных веществ. Разработка системы профилактических мероприятий табакокурения и токсикомании. Актуальность проблемы употребления алкоголя подростками. Губительность злоупотребления алкоголем в молодежной среде. Развитие болезней при систематическом употреблении алкоголя, а также сохранение высокого уровеня заболеваемости алкогольными психозами. Характеристика главного направления деятельности "Службы социальной помощи молодежи" - организации профилактики наркомании в молодежной среде. Обоснование назначения программы и ее основных компонентов. Работа с учителями и организаторами досуга молодежи.

Смотрите также:



Коментарии:

  • Подпишитесь на автора и сайт подскажет вам, когда появятся его новые публикации. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком.